На территории культурно-туристического комплекса усадьбы Н.А.Лампсакова (с.Ново-Кусково) открылись четыре экологических маршрута.
А начиналось всё с проекта «Экологическая тропа на территории культурно-туристического комплекса Н.А.Лампсакова», который разработала инициативная группа учащихся МБОУ-СОШ с.Ново-Кусково - Шарыгина Татьяна, Фролова Ирина, Леухина Кристина, Добрыдины Степан и Григорий.
Учащиеся под руководством учителя биологии и химии Марины Петровны Борисенко не только изучили качественный и количественный состав флоры и фауны территории, но и разработали экологическую тропу.
Ребята участвовали в региональном конкурсе «Проблемы нашего Причулымья», где их проект занял первое призовое место.
По итогам областного конкурса Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области присудил проекту первое место и выделил 129 тысяч рублей на его реализацию.
Далее экологический проект 18 апреля 2013 года был награжден дипломом первой степени на ХХ Всероссийских чтениях имени В.И.Вернадского в городе Москве.
Экологическая тропа включает в себя четыре маршрута «В лес по загадки…», «Обитатели Томской области на примере лесопарковой зоны усадьбы Н.А.Лампсакова», «Сибирский кедр» и «Каждый человек – это часть природы». Маршруты приглашают детей дошкольного и школьного возраста, а также взрослых пройти по экологической тропе, познакомиться с типичными и редкими растениями и животными, а также типичными природными сообществами парка. Маршрут «Сибирский кедр» знакомит с Сосной Сибирской (кедр), морфологией, притчами, экологическим и антропогенным значением этого дерева. Во время экскурсий можно собрать природный материал для игр, поделок, мастер-класса «Оберег – мешочек счастья». Две экскурсии проводятся с апреля по октябрь, а две – круглогодичные.
С 28 октября по 1 ноября этого года десятиклассница Ново-Кусковской школы Шмакова Люба вместе с учителем биологии и химии М.П.Борисенко будут участвовать в ежегодном Международном форуме «Зеленая планета» в г.Астрахань, где расскажут о своем проекте, его реализации, проблемах охраны окружающей среды, экологическом воспитании школьников.